Триер, Ларс Фон
Ларс фон Три́ер (дат. Lars von Trier; урождённый Ларс Триер, дат. Lars Trier; 30 апреля 1956, Копенгаген, Дания) — датский кинорежиссёр и сценарист, соавтор киноманифеста «Догма 95». Неоднократный призёр международных киносмотров, в том числе лауреат главной награды Каннского кинофестиваля (2000).
Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ингер и Ульфа Триеров. Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать — коммунисткой. Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», результатом последнего стало то, что, с одной стороны, Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, с другой — бросил среднюю школу, не сумев вписаться в её жёсткие рамки. Ульф Триер был наполовину евреем, и интерес к еврейским корням определял личную идентификацию юного Ларса, пару раз он даже посещал синагогу. Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови. Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — немец Фриц Михаэль Хартман, который когда-то был её подчинённым. Попытки Триера наладить контакты с биологическим отцом не увенчались успехом.[1]
У Ларса рано возник интерес к кино, свой первый фильм — минутную мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну» (Turen til Squashland, 1967) — он создал в 11 лет. Ингер Триер, чей брат Бёрге Хёст (Børge Høst, 1926—2010) был известным в стране документалистом, поддерживала увлечение сына. Она отдала ему свою восьмимиллиметровую камеру и приносила с работы старые плёнки, с помощью которых Триер учился монтажу. Однажды среди кинообрывков ему попался фрагмент фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (фр. La passion de Jeanne d'Arc, 1928), сильно его поразивший.[2] В 12 лет Триер снялся в фильме Томаса Виндинга «Тайное лето» (Hemmelig sommer, 1969), во время работы над которым его «больше всего интересовала техническая сторона». Когда через полгода он вернулся на студию, ему «разрешили поучаствовать в [производственном] процессе — ставить свет и так далее».[3] В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» (Filmgrupp-16) и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу.[4]
Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» (Sv. Trier), окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер».[5] Говоря о своём псевдониме, Триер также указывает на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имён дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым «частица „фон“ совсем не повредила в Голливуде»