Клайв Стейплз Льюис. Сказание об аде и рае, или Расторжение брака
Заглавие книги может ввести в заблуждение: на самом деле речь идет отнюдь не о разводе. Автор намекает на книгу английского художника и поэта Уильяма Блейка "Бракосочетание Небес и Ада" (1793). В ней утверждается, что добро и зло только две стороны единого мира, что они необходимы друг другу, что они питаются друг от друга. В форме притчи-видения Льюис полемизирует с этой точкой зрения. Он изображает ад в виде большого города, откуда время от времени едет автобус, чтобы отвезти обитателей преисподней в рай. Эта "экскурсия" показывает, как нелегко преодолеть "адское" состояние духа, показывает, что брак добра и зла невозможен.
В предисловии к книге Льюис пишет: "Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное - времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу, развить или истончить зло в добре, ничего не отбрасывая. Мне кажется, что это тяжкая ошибка. Пути нашего мира - не радиусы, по которым, рано или поздно, доберешься до центра. Что ни час, нас поджидает развилка, и приходится делать выбор. Я не считаю, что всякий, выбравший неверно, погибнет, он спасется, но лишь в том случае, если снова выйдет (или будет выведен) на правильный путь. Если сумма неверна, мы исправим ее, если вернемся вспять, найдем ошибку, подсчитаем снова, и не исправим, если просто будем считать дальше. Зло можно исправить, но нельзя переводить в добро. Время его не врачует. Мы должны сказать "да" или "нет", третьего не дано".
Наталье Трауберг, автор перевода книги, пишет:
"Прочитаем внимательно "Сказание об аде и рае" - там не "злодеи", там "такие, как все". Взор Льюиса видит, что это ад; сами они - что только так жить и можно, как же иначе? Льюиса упрекали, что в век Гитлера и Сталина он описывает "всякие мелочи". Он знал, что это не мелочи, что именно этим путем - через властность, зависть, злобность, капризность, хвастовство - идет зло в человеке".
Об авторе
Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 года в Белфасте в семье стряпчего.
Рано проявил интерес к мифологии и литературе, поддержанный и развитый У.Т.Керкпатриком, учителем, у которого Льюис частным образом обучался в 1914-1917 годах. В 1917 году поступил в Оксфордский университет, однако вскоре ушел на фронт, был ранен в битве при Аррасе и некоторое время находился в госпитале.
По выздоровлении (1919) вернулся в Оксфорд, завершил образование и около тридцати лет преподавал в колледже Св. Магдалины английскую словесность.
Вместе со своими друзьями и коллегами Дж.Р.Р.Толкином и Ч.Уильямсом Льюис основал кружок университетских деятелей, называвших себя "Инклингами". В 1954 году Льюис перешел на работу в Кембридж, где получил в свое распоряжение кафедру и занял должность профессора; в 1955 году он стал членом Британской академии наук.
Как ученый известен своими исследованиями английской литературы эпохи средневековья, как теолог - трудами, трактующими христианство с точки зрения человека, который утратил веру в детстве и вовзратился к ней уже в зрелом возрасте. Первая литературная публикация - поэтический сборник "Обремененный дух" (1919).
Льюис являлся доктором литературы Квебекского (1952) и Манчестерского (1959)университетов, почетным доктором литературы университетов Дижона (1962) и Лиона (1963), почетным членом советов оксфордского колледжа Св. Магдалины (1955) и кембриджского Университетского колледжа (1958). В 1937 году стал стипендиатом издательства "Виктор Голланц", в 1948-м - членом Королевского литературного общества; в 1957-м удостоен почетной медали фонда Карнеги.
Скончался Клайв Стейплз Льюис 22 ноября 1963 года.
Ученый, писатель, поэт, филолог, литературовед и богослов. Любопытно, что в юности Льюис, воспитанный в набожной семье, отвергал христианское вероучение и "вернулся к Христу" лишь в зрелом возрасте.