Винчи, Леонардо да
Leonardo da Vinci
1452, Винчи — 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан герцогом Лодовико Моро. До 1499 работал в Милане как живописец, скульптор, архитектор, военный инженер, устроитель придворных празднеств. В 1500—1506 (с перерывами) работал во Флоренции; в 1502—1503 состоял на службе у Чезаре Борджа в качестве военного инженера; в 1506—1513 работал в Милане, в 1513—1514 — в Риме. В 1516 по приглашению короля Франциска I переехал во Францию; последние годы жизни (1516—1519) провел в замке Клу близ Амбуаза.
Превзошедший по универсальности своих дарований всех гениев итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи принадлежал к тому же поколению, что и завершившие развитие Раннего Возрождения Боттичелли, Гирландайо, Карпаччо, Перуджино, Пинтуриккио, Синьорелли. В то же время он выступил как один из величайших реформаторов итальянского искусства, воплотивший в своих работах новое мироощущение, новые принципы художественного обобщения, ставшие основой искусства Высокого Возрождения.
Уникальность Леонардо да Винчи как художника состоит не только в многогранности его дарований и в присущем ему новаторском духе, но и в органическом единстве его художественных и научных интересов. Леонардо отдавал пальму первенства среди пластических искусств живописи, которую он называл "наукой и законной дочерью природы", способной познавать, по его словам, "красоту творений природы", в отличие от точных наук, познающих "прерывные и непрерывные количества". Живописное произведение было для него концентрированным воплощением в картине неких общих и наиболее существенных начал зримой реальности. Одновременно сама работа над композицией была для Леонардо процессом эстетического познания мира и его теоретического исследования, находившего продолжение в его обширных научных трактатах. Отсюда то необычно большое даже для художника Возрождения место, которое отводилось у него уточнению замысла в композиционных набросках, натурным и анатомическим штудиям, поискам жестов и движений, наиболее полно выражающих чувства, и т. п. Процесс работы над каждой композицией был настолько длительным, а творческое время Леонардо так часто делилось между его художественными произведениями, научными и техническими изысканиями, что его живописное наследие насчитывает всего около полутора десятков произведений (включая неоконченные и выполненные вместе с учениками). Но эти немногие работы стали отправной точкой для формирования эстетических принципов Высокого Возрождения.