Юй, Лу
Лу Юй (733-804 гг.), первый в истории исследователь чая, живший при Великих Танах, почитается как один из трёх чайных божеств (ча шэнь). Он посвятил себя изучению чайного дела и результаты своих исследований описал в труде всей своей жизни - "Чайном каноне", первом в истории специальном трактате по чаю.
В 735 году, его, трёхлетнего подкидыша, нашли монахи чаньского монастыря Цзинлин Лунгайсы. Мальчику дали фамилию Лу, что значит "лебедь", и имя Юй, "оперенье". Лу Юй учился в монастыре, готовясь стать монахом - писал иероглифы, читал буддистские сутры, обучался приготовлению чая. Когда Лу Юю исполнилось двенадцать лет, он сбежал из монастыря с группой бродячих артистов. Впоследствии он написал рассказы, описывающие его приключения в годы странствий. Через некоторое время губернатор Тай Шоу под впечатлением от актёрского мастерства Лу Юя, подарил ему книгу стихов и направил с рекомендательным письмом в горы Хумэйшань к отшельнику Чжоу Фуцзы на обучение. Через шесть лет Лу Юй поблагодарил Чжоу Фуцзы и вернулся в мир, где познакомился с чиновником Цуй Гофу. Они стали хорошими друзьями, часто путешествовали вместе, пробовали воду из разных источников, пили чай и беседовали о литературе.
В 754 году Лу Юй на подаренном друзьями осле отправился в горы Ба Шань, в местечко под названием Ся Чуань. По дороге он собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои наблюдения. В 758 году он прибыл в Шенчжоу (в настоящее время провинция Цзянсу) и поселился в монастыре Сяцзясы, посвятив всё своё время чайному делу. Вскоре Лу Юй поселился в горах и стал жить "за закрытыми дверями", отшельником. Там он писал свой "Ча Цзин" - Чайный Канон. Одевался просто, на ногах носил сандалии из лиан, гулял на природе в одиночестве, беседовал с крестьянами, собирал чай, пробовал воду в источниках, декламировал стихи и каноны. Уходил на рассвете и гулял до самого заката, без всякой цели бродя по просторам.
В полном собрании сочинений танской поэзии есть стихотворение Лу Юя, где он говорит о себе:
Не жду от жизни слитков,
Не чаю чаш из белого нефрита,
Не жажду при дворе входить к владыке,
Не думаю о празднествах в столице,
Стремлюсь лишь быть на Западной реке,
Где некогда сходил с Цинлинских гор.
Написанный им "Чайный Канон" собрал в себе все научные и практические знания о чае, накопленные до танской эпохи, а также опыт самого Лу Юя. Он в совершенстве постиг чай. Также Лу Юй дал исчерпывающее описание изготовления чая, районов выращивания, качеств самого чайного листа. Собственно, многие чаи были обнаружены им самим.
После смерти Лу Юй был возведён в статус ча шэнь, чайного бога, или ча сянь, чайного бессмертного, что также произошло в династию Тан. И до настоящего времени существует традиция ставить изображения Лу Юя рядом с чайными инструментами. Множество видов керамических статуэток Лу Юя продаются с чайной посудой. Перед его изображением принято ставить чашечку с чаем, и возжигать благовония.