Ницше, Фридрих Вильгельм
Ницше, Фридрих Вильгельм (1844–1900), немецкий философ. Родился 15 октября 1844 в Саксонии, в семье лютеранского священника. После окончания школы учился в университетах Бонна и Лейпцига, где увлекся греческой и латинской классикой. В тот же период познакомился с работами немецкого философа Артура Шопенгауэра, которые значительно повлияли на его дальнейшее творчество.
В 1869 Ницше, благодаря нескольким опубликованным статьям приобретшему определенную известность, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии несмотря на отстутствие докторской степени. Став профессором Базельского университета, Ницше получил швейцарское гражданство. Во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию, служил санитаром. Во время армейской службы его здоровье серьезно ухудшилось и вскоре он вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность.
В 1872 Ницше опубликовал свою первую концептуальную работу «Рождение трагедии из духа музыки». Основной тезис этой книги о дуализме культуры, наличии и борьбе в ней двух начал, «аполлоновского» и «дионисийского» получил широкую известность.
В дальнейших работах Ницше последовательно развивал свои идеи, основной из которых стало утверждение, что, несмотря на нынешнее господство посредственности, человек способен на великое. Здоровье Ницше продолжало ухудшаться и в 1879 он оставил университет.
В самой знаменитой из своих работ, «Так говорил Заратустра» Ницше сводит воедино свои наиболее значимые выводы. Эта книга приобрела известность не только как философское, но как литературное произведение, была признана классикой мировой литературы. Сам Ницше высоко оценивал ее с этой точки зрения, известно его высказывание: «Мне кажется, что этим Заратустрой я довел немецкий язык до совершенства». В этой книге Ницше впервые выдвинул теории сверхчеловека и воли к власти.
В январе 1889 с Ницше случился припадок, он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Ницше 25 августа 1900 года.
Большинство выдающихся немецких и французских философов, поэтов и писателей первой половины 20 века находились под влиянием Ницше. Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Ницше убеждает человека «оставаться верным земле», не питать надежд на другие миры. Вместо того чтобы создавать заоблачные идеалы, символизирующие человеческую несостоятельность, следует задуматься над тем, что есть высший тип человеческого, пусть не существующий сейчас, но возможный в будущем. Ницше полагал, что «выдающиеся индивидуальные случаи постоянно встречаются в самых разных местах и культурах: и здесь мы действительно находим высший тип, который, в соотношении с человечеством в целом, является типом сверхчеловека».
Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов
Рассматривая кодексы морали, Ницше считает принципиальным различие между кодексами, исходящими из правящего класса и кодексами, возникающими в среде угнетенных (по Ницше – «мораль господ» и «мораль» рабов). Ницше считал, что современная мораль является противоречивой смесью обоих типов. Ницше не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Для него самым неприемлемым является чувство обиды и озлобления, в котором Ницше усматривает ключ к рабской морали – ненависти к богатым, сильным, к хозяевам жизни; ненависти к разуму, телу, сексу; ненависти к этому миру, опороченному превознесением другого, вымышленного мира. Ницше выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды; за безграничное принятие этого мира.